Доклад Яны Меерзон «Изгнание, ностальгия, возвращение: театр миграции в Канаде»
Во вторник, 9 июня, в 19.00 состоится очередное заседание семинара «Перформативность памяти: между театром и историографией», организуемого программой «История советской цивилизации».
Jinny Yu, Dont They Ever Stop Migrating?, 2015, ink on fabric and sound, installation at Oratorio di San Ludovico, Nuova Icona, Venice, Italy
Аннотация доклада:
В книге «Будущее ностальгии» Светлана Бойм называет ностальгию «парадигмой изгнания, стирания памяти и исчезновения». По Бойм, эта парадигма пронизывает творчество Владимира Набокова и Иосифа Бродского, что позволяет ей говорить о «воображаемой родине изгнанника, который никогда не возвращался домой» как о фокусе творческой лаборатории художникa-изгнанникa.
К этому сценарию я предлагаю добавить два варианта возвращения на родину, вызванных работой ностальгии: возвращение как стирание памяти и возвращение как открытие.
Первый тип характеризует творчество художников, которые вернулись домой и испытали на собственном опыте невозможность примирения с прошлым. Встреча с родиной выявляет их неоднозначное отношение к ней и показывает, что ностальгия и воспоминания о прошлом сделали их слишком уязвимыми перед встречей с настоящим.
Второй сценарий, возвращение как открытие, характеризует работы писателей и драматургов, котoрые приехали в иммиграцию детьми или родились в стране изгнания. Дети изгнанников или мигрантов зачастую знают историю и геогрaфию родины своих родителей только по рассказам, фотографиям и семейным хроникам. Возвращение в эту страну может быть описано с помощью литературной модели «воображаемой родины». Незнакомые с прошлым своих родителей, художники этого поколения (или пост-мигранты), отправляясь на родину, испытывают разочарование и в то же время открывают для себя что-то новое об этой стране. Только прожив там какое-то время, пост-мигранты начинают воспринимать этот отчужденный мир как свой собственный.
В докладе речь пойдет о современном Канадском театре миграции и способах драматизации «стирания памяти» и «открытия» как парадигм возвращения. В частности, я буду говорить о театре Марко Миконе, Квебекского драматурга итальянского происхождения, театре Важди Муавада, квебекского писателя и режиссера ливанского происхождения, живущего в Париже, и пьесах Ханны Москович, англо-канадского автора с ирландскими и румынско-еврейскими корнями.
Яна Меерзон – профессор департамента театра Университета Оттавы, с апреля 2020 года – президент Канадской ассоциации исследований театра. Выпускница ГИТИСа (1996 год, класс И.Н. Соловьевой), PhD Университета Торонто. Сфера исследовательских интересов – теория драмы и перформанса, репрезентации миграции и национализма в театре. Яна – автор книг «A Path of the Character: Michael Chekhovs Inspired Acting and Theatre Semiotics» (2005) и «Performing Exile – Performing Self: Drama, Theatre, Film» (Palgrave, 2012), соредактор сборников «Performance, Exile and ‘America’» (с Сильвией Йестрович; Palgrave, 2009) и «History, Memory, Performance» (с Дэвидом Дином и Кэтрин Принс; Palgrave, 2015), «Dramaturgy of Migration: Staging Multilingual Encounters in Contemporary Theatre» (с Катариной Пьюни; Routledge, 2019). Ее новая книга «Performance, Subjectivity, Cosmopolitanism» будет опубликована в издательстве Palgrave в 2020 году.
В качестве оппонента выступит Марк Симон – доцент факультета политических наук МВШСЭН
Ведущие семинара – Иван Пешков (МВШСЭН, Университет им. Адама Мицкевича)
и Варвара Склез (МВШСЭН, University of Warwick)
Если вы зарегистрировались на событие, организатор должен был прислать вам ссылку. Если этого не произошло, обязательно свяжитесь с ним.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.