Политическое сообщество по ту сторону аналитической и континентальной философии. Секция конференции «Векторы–2024»

-

Наука 16+

Аннотация секции:

Почему бы не делить автомобили на два типа: переднеприводные и японские? Ведь именно этим, по мнению Бернарда Уильямса, мы занимаемся по отношению к философии, когда мы делим ее на «аналитическую» и «континентальную». Различение двух «философий» приводит, помимо логической ошибки и концептуальной путаницы, к тому, что, называя того или иного философа «континентальным» или «аналитическим», мы не характеризуем его деятельность, а причисляем его к «своим» или «чужим» — и методологически, и политически. Результат: запутавшиеся читатели, замкнутость философов в их сообществах и стилях мышления и невозможность интеллектуального диалога.

В рамках политической философии это напряжение усиливается. Основаниями для деления на «своих» и «чужих» оказываются стиль письма, логика, методы, отношение к нормативности и понимание политического. О чужой традиции мыслят клише: «аналитикам» свойственна нормативность, и решают они преимущественно вопросы об устройстве общества, определении справедливости, свободы или равенства. А «континенталы» оказываются «вне этики» (Р. Гюсс) — в постоянном поиске нового философского языка этики или растворением его в других областях философии, занимаясь критикой властных отношений, систем угнетения и формирования субъекта. Уместно ли это деление? Так ли оно категорично?

Наша секция — о социально-политических вопросах и возможных философских ответах на них. Так, важнейшей составной частью современной политической теории служит интеллектуальная история, а, например, идея сообщества требует рефлексии над общим языком и этикой. Соответственно, проблемы, которые выносятся в рамках секции, связаны с философскими инструментами, применяемыми в социально-политических исследованиях.

Как критическая теория соседствует с нормативными аналитическими построениями? Как соотносится язык и внеязыковая реальность?

На чем основано понятийное напряжение между концептуальным и неконцептуальным, иллокутивным и перлокутивным в рамках интеллектуальной истории и политической философии? Есть ли у языка, этики и политики общие основания? Каким образом философия становится (и становится ли вообще?) источником метода для политических теоретиков?

Ответы, как кажется, лежат по ту сторону аналитической и континентальной философии. Разделение философских традиций может иметь свою (пусть и не бесспорную) прагматику — в исторической перспективе.

Но в XXI веке все сложнее отнести философа, особенно политического философа, к одному из лагерей. Современные политические философы и теоретики обращаются к крайне широкому спектру философских идей — то есть философствуют так, будто разрыв уже преодолен, а о нем продолжают говорить по инерции. Наш интерес поэтому — не в каком-то насильственном преодолении этого разрыва, а в вынесении его за скобки. Ориентирами в данном случае могут являться А. Макинтайр, С. Кавелл, Р. Брэндом, Дж. Макдауэлл, Ч. Тэйлор, Р. Негарестани, П. Вульфендейл, Д. Захави.

Кроме того, философское деление отражается в других дисциплинарных полях — например, в интеллектуальной истории. Так, на метод Кембриджской школы во многом повлияли труды Л. Витгенштейна и Дж. Остина, в то время как история понятий Р. Козеллека отталкивался от современной ему немецкой философии. Диалог двух этих школ тоже предполагает поиск общего языка — за пределами устойчивого деления.

Секция «Политическое сообщество по ту сторону аналитической и континентальной философии», таким образом, не сосредоточена исключительно на имманентной критике деления философии на две традиции. В рамках секции ожидаются доклады, которые предлагают прочтения текстов (в том числе «классических» авторов) и социально-политических теорий с позиций, преодолевающих напряжение, которые находят неочевидные точки пересечения двух философских традиций в рамках социально-политических проблем. Задача секции — увидеть в философах не представителей двух народов, а civitas peregrina, в котором, как предлагает Р. Рорти, «Селларс и Хабермас, Дэвидсон и Гадамер, Патнем и Деррида, Ролз и Фуко предстанут как попутчики в одном путешествии» к истине.


Подробнее на странице секции.

Поделиться:

250 дней назад
18 апреля 10:00 — 21 апреля 20:00

Москва
125009 г. Москва, Газетный пер., д. 3-5, стр. 1
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

По номеру с вами свяжется организатор

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов