Аннотация секции:
В четвертой главе первого тома «Капитала» Маркс предлагает различение между «шумливой» сферой потребления и «сокровенными недрами производства», указывая на то, как буржуазная политэкономия, основанная на видимом опыте рыночного обращения, делает невидимой сферу производства [Маркс 1952: 182]. Схожим образом зачастую мы говорим и пишем о реальности с точки зрения потребителей. С одной стороны, это определяется методологическим удобством подобной позиции — пресловутой легкостью доступа в поле, где оказаться в роли «производителя», «трудящегося» или «работника» не просто по многим причинам. С другой стороны, существует более широкая проблема теоретической немоты в отношении труда [Hann 2021: 7–10]. Парадоксальным образом даже в рамках экономической антропологии такие темы, как рынки, торговля и потребление пользовались бо́льшим спросом [Graeber 2011]. В постсоветском же контексте разговор о труде осложняется радикальным разрывом с марксистской традицией [Хумарян, Жихаревич, Коновалов 2020: 16].
В рамках секции мы приглашаем ученых из разных областей социального знания к междисциплинарному диалогу о труде. Мы исходим из перспективы антропологии труда, которая понимается нами не столько как отдельная субдисциплина, во многом связанная с традицией марксистского анализа (англ. anthropology of labor), сколько как теоретическая и методологическая стратегия, позволяющая исследователям обнаружить и теоретизировать различные формы «труда» в собственных «полях». Таким образом, секция задумывается нами не как демонстрация результатов или очерчивание state of the art отдельного направления в рамках дисциплины, но как возможный старт/попытка интенсификации дискуссии о труде и опыте производства сегодня. Что мы понимаем под «трудом» (англ. labor) и «работой» (англ. work) и каковы теоретические языки, позволяющие нам говорить о труде? Каков опыт трудящихся в глобальном и локальном контекстах? Как различные формы труда (не)встраиваются в процесс создания капиталистической стоимости? Каковы политики признания и валоризации труда и связанные с ними структуры господства? Как труд становится ареной различных форм борьбы и сопротивления? Как этнографически репрезентировать процесс труда, в котором доминируют «молчаливые» рутины, столь тяжело поддающиеся логоцентричному «насыщенному описанию» [Гирц 2004]? Можем ли мы беспроблемно говорить о человеческом труде и производстве, не беря в расчет «более-чем-человеческую социальность» [Tsing 2013]?
В то же время мы предлагаем совершить рефлексивный ход и подумать о том, что такое труд исследователя. Мы проводим «полевую работу», «собираем данные», «обрабатываем материал» и получаем средства к существованию за «написание текстов». Наш способ говорения об исследованиях насыщен продуктивистскими и экстрактивистскими метафорами, но мы редко думаем об академической работе как о «труде» и о себе как о «рабочей силе», предпочитая использовать иные формы осмысления собственной деятельности. Мы же полагаем, что размышление в подобных категориях может пролить свет на то, как сегодня устроен исследовательский труд. Как прекаризация академической работы влияет на него? Каков опыт трудящегося академического субъекта в условиях временных, финансовых и иных ограничений? Каков труд исследователя «в поле» и «в кабинете» и как выстраиваются границы между двумя этими формами академической жизни? В какие иные формы труда мы оказываемся вовлечены в процессе полевой работы? Как эмпирически исследовать социальный опыт других рабочих?
Подробнее на странице секции.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.