Помоги себе сам: к исследованиям селф-хелп индустрии. Секция конференции «Векторы–2024»

-

Наука 16+

Аннотация секции:

Идеи о необходимости саморазвития и укрепления человека приобретают статус культурного императива в условиях неолиберализма, где субъекты воспринимают себя как проект, в который необходимо инвестировать.

В этом контексте происходит расцвет практик, предлагающих человеку «стать лучшей версией себя» — изменить привычки, способы мышления и чувствования. Получив популярность в американской культуре, эти практики находят распространение и в других странах, что влечет за собой появление индустрии самопомощи на глобальном уровне.

Несмотря на то, что индустрия селф-хелпа объединена общей целью самопомощи человеку, исследователи обращают внимание на ее чрезвычайную разнородность. Она обусловлена широким спектром идей и предметных областей, которые служат в качестве культурных ресурсов для самопомощи — среди них можно обнаружить как бизнес-коучинг с нейробиологией, так и йога-практики с аффирмациями. На этот репертуар влияние оказывает в том числе национальный и местный контекст, в котором глобальные идеи селф-хелпа не просто адаптируются, а трансформируются и дополняются. Кроме того, в практиках и дискурсах самопомощи обнаруживается классовая и гендерная специфика — представления о том, что конкретно представляет «лучшая версия себя», как и способы достижения этого идеала, у людей из разных социальных групп отличаются. Разнородность рассматриваемой индустрии обусловлена и многообразием форматов, посредством которых советы об улучшении себя могут транслироваться: книги, телепрограммы и фильмы, подкасты и видео, записи в блогах и онлайн-марафоны. Таким образом, селф-хелп представляет собой не единую методику укрепления себя, а множество разнотипных продуктов для работы над собой.

Эта полисемичность селф-хелпа как исследовательского объекта и будет составлять предмет нашего интереса. Неоднородность изучаемого феномена приводит к сложности выбора теоретических и методологических подходов, оптимальных для его изучения. Если одни исследователи рассматривают селф-хелп как рынок продуктов и услуг, то вторые воспринимают его как общественное движение, а третьи — как литературный жанр. Выбор эмпирического объекта для изучения также неочевиден: авторы фокусируются как на содержании самих продуктов селф-хелп индустрии, так и на индивидуальном опыте их производителей и потребителей. Обсуждение исследований, посвященных различным аспектам индустрии самопомощи, позволит ученым обменяться теоретическими и методологическими наработками и даст возможность в некоторой степени преодолеть те трудности выбора, с которыми они сталкиваются сейчас.

В рамках данной секции планируется обсуждение широкого разнообразия дискурсов и практик селф-хелпа в российских реалиях. Приветствуются как эмпирические доклады, посвященные исследованию конкретных форм самопомощи, так и теоретические доклады, позволяющие вписать феномен самопомощи в более широкий социокультурный контекст.


Подробнее на странице секции.

Поделиться:

387 дней назад
18 апреля 10:00 — 21 апреля 2024 20:00

Москва
125009 г. Москва, Газетный пер., д. 3-5, стр. 1
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

По номеру с вами свяжется организатор

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов