Помоги себе сам: к исследованиям селф-хелп индустрии. Секция конференции «Векторы–2024»

-

Наука 16+

Аннотация секции:

Идеи о необходимости саморазвития и укрепления человека приобретают статус культурного императива в условиях неолиберализма, где субъекты воспринимают себя как проект, в который необходимо инвестировать.

В этом контексте происходит расцвет практик, предлагающих человеку «стать лучшей версией себя» — изменить привычки, способы мышления и чувствования. Получив популярность в американской культуре, эти практики находят распространение и в других странах, что влечет за собой появление индустрии самопомощи на глобальном уровне.

Несмотря на то, что индустрия селф-хелпа объединена общей целью самопомощи человеку, исследователи обращают внимание на ее чрезвычайную разнородность. Она обусловлена широким спектром идей и предметных областей, которые служат в качестве культурных ресурсов для самопомощи — среди них можно обнаружить как бизнес-коучинг с нейробиологией, так и йога-практики с аффирмациями. На этот репертуар влияние оказывает в том числе национальный и местный контекст, в котором глобальные идеи селф-хелпа не просто адаптируются, а трансформируются и дополняются. Кроме того, в практиках и дискурсах самопомощи обнаруживается классовая и гендерная специфика — представления о том, что конкретно представляет «лучшая версия себя», как и способы достижения этого идеала, у людей из разных социальных групп отличаются. Разнородность рассматриваемой индустрии обусловлена и многообразием форматов, посредством которых советы об улучшении себя могут транслироваться: книги, телепрограммы и фильмы, подкасты и видео, записи в блогах и онлайн-марафоны. Таким образом, селф-хелп представляет собой не единую методику укрепления себя, а множество разнотипных продуктов для работы над собой.

Эта полисемичность селф-хелпа как исследовательского объекта и будет составлять предмет нашего интереса. Неоднородность изучаемого феномена приводит к сложности выбора теоретических и методологических подходов, оптимальных для его изучения. Если одни исследователи рассматривают селф-хелп как рынок продуктов и услуг, то вторые воспринимают его как общественное движение, а третьи — как литературный жанр. Выбор эмпирического объекта для изучения также неочевиден: авторы фокусируются как на содержании самих продуктов селф-хелп индустрии, так и на индивидуальном опыте их производителей и потребителей. Обсуждение исследований, посвященных различным аспектам индустрии самопомощи, позволит ученым обменяться теоретическими и методологическими наработками и даст возможность в некоторой степени преодолеть те трудности выбора, с которыми они сталкиваются сейчас.

В рамках данной секции планируется обсуждение широкого разнообразия дискурсов и практик селф-хелпа в российских реалиях. Приветствуются как эмпирические доклады, посвященные исследованию конкретных форм самопомощи, так и теоретические доклады, позволяющие вписать феномен самопомощи в более широкий социокультурный контекст.


Подробнее на странице секции.

Поделиться:

92 дня назад
18 апреля 10:00 — 21 апреля 20:00

Москва
125009 г. Москва, Газетный пер., д. 3-5, стр. 1
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов