Аннотация секции:
Академия и текст — неразделимы. Нужно писать тексты, чтобы попасть в академию, писать тексты, чтобы в ней удержаться, писать тексты, чтобы получить в ней известность. Для успешной карьеры следует выучить законы «хорошего» текста, — и кажется, в этом нет никакой загадки: надо только овладеть ремеслом и соблюдать нормы научной коммуникации. Но что за жизнь скрывается за сухими фразами «было установлено» и «доказано, что»?
Рынок студенческих работ, риторические приемы в заявках на гранты, особенности рецензирования, стратегии нанизывания библиографических источников на научные аргументы — на секции мы бы хотели обсудить не то, «как надо писать текст», а «как это на самом деле бывает».
Социологи науки показывают, что академический текст — поле сражения,
а цель ученого — построить бастион для своих аргументов. Бруно Латур описывает работу исследователей с текстами и ссылками как военную кампанию, где у ученых есть союзники и враги, резервные армии и секретные технологии, целый арсенал оружия и ссылочно-убийственный аппарат.
Потому вопросы, связанные с академическими текстами, — также и вопросы политики. Кто есть автор академического текста и как достигается «объективность»? Будет ли исследовательница писать сухо, без личного местоимения — или подробно опишет, как попала в поле и какие ошибки допустила?
Правила, по которым создается (и проверяется!) академический текст, культурно и исторически обусловлены. К примеру, в системы по обнаружению заимствований вшито нормативное представление об оригинальности текста, которое может противоречить нормам письма в других культурах — и даже инструменты вроде «Антиплагиата» несут отпечаток культурно обусловленных представлений об «оригинальной работе». Границы «оригинального» текста, как мы их представляем, оформляются в романтическом дискурсе XIX века (см. Jaszi, 1991; Woodmansee, Jaszi, 1994), но они никогда не были стабильны.Кто-то утверждает, что автор умер или служит лишь дискурсивной функцией для регулирования циркуляции смыслов. Напротив, некоторые феминистские исследовательницы с этим не согласны: постмодернистская отмена автора вновь лишает женщин агентности.
С появлением генеративного ИИ вроде Chat-GPT автор как концепт становится еще более размытым — но значит ли, что мы переосмыслим эту фигуру или, наоборот, придумаем еще более изощренные системы для контроля «интеллектуальной собственности»?
На секции нам важно затронуть эти и другие вопросы, связанные с контекстами и практиками, которые окружают академические тексты. Хотя мы указали некоторые вопросы, которые нас волнуют, не обязательно ограничиваться ими.
Подробнее на странице секции.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.