Популярная культура в эпоху ее технической воспроизводимости: трансформация границ «массового» и «элитарного». Секция конференции «Векторы–2024»

-

Наука 16+

Аннотация секции:

Вальтер Беньямин, вдохновивший на название секции, однажды написал: «Массы — это матрица, из которой в настоящий момент всякое привычное отношение к произведениям искусства выходит перерожденным». Пронесенные через всю историю культуры различение на «высокую» и «низкую» обострилось в XX веке с появлением «массовой» культуры, ставившуюся в подчинение «элитарной». Идейный раскол относительно

их восприятия происходил и на уровне целых исследовательских традиций: так, если одни представители Франкфуртской школы верили в потенциал массовой культуры (Беньямин), то другие видели за ней скорее клишированность, неоригинальность и дань господствующему товарному фетишизму (Адорно, Хоркхаймер).

Различение подверглось переосмыслению в связи с несколькими явлениями. Одним из них стал постмодернизм, дискурс которого подвергнул сомнению само различение на «высокую» и «низкую» культуру. В академическом языке также наблюдается смена парадигм и концепций, связанных со стиранием различения. Так, если в социальных науках различение сохранялось как незыблемое среди теоретиков ещё в 1960-1970 годы (Бурдье), то позднее

и оно подверглось пересмотру и сомнению (например, в работах Петерсона или Джеймисона). Размывание категорий «высокого» и «низкого» проблематизирует и трансформацию смежных феноменов, таких как вкус, классовые различия, культурная критика, эстетическое суждение и другие. В неакадемических дискуссиях появляются такие течения, как метамодерн, гиперсовременность, новая простота, которые также размывают устоявшиеся различения.

В то же время технический прогресс, а также появление и распространение интернета и новых медиа сыграли свою роль в деформации границ между «массовым» и «элитарным». Современные каналы цифровой дистрибуции искусства во многом элиминируют неравенство в доступе к произведениям и позволяют вовлекаться в производство и потребление искусства акторам с различным культурным бэкграундом. Следовательно, можно говорить не только о дискурсивных трансформациях, но и о реальных преобразованиях, которые меняют культуру и представления о ней.

Таким образом, исследовательская проблема секции заключается в механизмах исторической изменчивости и современном состоянии различения между «массовым» и «элитарным» (а также возникновения и развития новых различений и разграничений культурных направлений).

Эта секция попытается найти точки соприкосновения между представителями различных областей, связанных с культурой и искусством, и различными ролями в этой дискуссии. Наша цель состоит в том, чтобы обеспечить платформу для продуктивных дискуссий, одновременно изучая то, как в академическом языке и в других способах описания реальности сохраняется различение на «элитарное» и «массовое», а также помыслить об альтернативных дискурсах и классификациях.


Подробнее на странице секции.

Поделиться:

12 дней назад
18 апреля 10:00 — 21 апреля 20:00

Москва
125009 г. Москва, Газетный пер., д. 3-5, стр. 1
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов