Аннотация секции:
Понятие «либертарного» родилось в XIX веке сперва как синоним «анархистского», но затем вобрало в себя более широкий спектр значений. Жозеф Дежак употреблял его, чтобы подчеркнуть эгалитарный характер анархической теории в противовес либерализму, Себастьян Фор — чтобы отмежевать либертарных социалистов от авторитарных социалистов. К концу века термин часто использовали французские анархистские мыслители, чтобы обойти государственную цензуру и избежать негативных коннотаций.
В XX веке либертарные теории и практики широко разрослись: кто-то из теоретиков анархизма противопоставляет себя и либертариям, кто-то включает первых в более широкий класс вторых; для кого-то либертарный социализм все еще означает то же, что и анархизм, а кто-то видит между ними «товарищеские» отношения. Вдобавок к этому — как демонстрирует анархистская антропология (направление антропологии, сформировавшееся в XX веке и изучающее неиерархические общества) — существует множество людей, самовольно устраивающих жизнь за пределами устойчивых иерархических порядков, и притом не использующих рамки «анархизма», «либертаризма» или «новых левых». Так, Петр Кропоткин, известный как один из классиков русского анархизма, в своих поездках в Сибирь описывал практики взаимопомощи и самоорганизации у крестьян и в коренных сообществах. Кропоткин настойчиво сочетал собственную научную деятельность в области этнографии, истории, географии — и вклад в анархическую теорию: в его трудах значительное внимание уделено средневековым и нововременным формам взаимопомощи, таким как цехи, гильдии, артели, кооперативы.
Нынешнее многообразие «либертарного» трудно определимо и крайне сложно. Дэвид Грэбер — американский антрополог — оспаривал необходимость в «единственно верной Великой Анархистской Теории», отдавая предпочтение инклюзивному теоретическому многоцветию «в духе анархистского процесса принятия решений, то, чем пользуются как маленькие аффинити-группы, так и гигантские собрания, в которых участвуют тысячи людей». Так и мы, вслед за Грэбером, хотим работать с этим многообразием, причем в методологии, максимально свойственной самой теме, выбирая локальность, контекстуальность и темпоральность, – поэтому будем рассматривать прежде всего современный, близкий нам географически и культурно контекст. В рамках секции мы попробуем «зарегистрировать» актуальные значения и содержания либертарного, соотнеся современные теоретические, критические, концептуальные построения — и реальные практики коллективов, проектов, людей, так или иначе отождествляющих себя с «либертарным» сегодня, или которые могут быть с ним соотнесены в рамках предлагаемой дискуссии.
Основные вопросы, которые мы бы хотели задать в рамках секции:
Особое место занимают проблемы того, существует ли в «либертарном» грань между теорией и практикой и как «либертарное» реализуется в самом процессе теоретизирования на уровне метода.
Подробнее на странице секции.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.