• 13 июня 2017, вторник
  • Москва, Пречистенская наб., 11, стр.1

Похороны в СССР: между атеизмом и утилитиразмом

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Другие события организатора

Московская высшая школа социальных и экономических наук
2508 дней назад
13 июня 2017 c 19:00 до 21:00
Москва
Пречистенская наб., 11, стр.1

Лекцяи Анны Соколовой "Похороны в СССР: между атеизмом и утилитиразмом" пройдет в рамках цикла открытых лекций по истории России XX века 13 июня.

Лектор: преподаватель программы «История советской цивилизации» МВШСЭН, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, член редколлегии журнала “Археология русской смерти» Анна Дмитриевна Соколова (www.msses.ru/about/teachers/3674/.....

Лекция из летнего цикла открытых лекций по истории России XX века. Цикл запускают в июне магистерские программы «История советской цивилизации» (http://www.msses.ru/about/faculties...) и Public history (http://www.msses.ru/about/faculties...) МВШСЭН (Шанинки).

История России XX века – это история смертей и катастроф. Две мировые войны, гражданская война, большой террор, раскулачивание, голод унесли миллионы жизней. Не удивительно, что проблема травмы, коллективной памяти, смерти занимает важное место в исторических, антропологических и культурологических исследованиях советского прошлого. Между тем, вопрос о частной, повседневной человеческой смерти в СССР остается в стороне. В тоже время, переосмысление смерти и ее трансцендентная интерпретация в рамках советского проекта “нового человека” является той призмой, через которую мы можем лучше увидеть не только основные проблемы советского проекта, но и саму его суть.

Одним из важных концептов большевистской революции 1917 года стал проект создания нового человека, который будет жить в совершенном мире будущего. Свободный от пережитков прошлого, таких как старый быт, религия, религиозные обряды и ритуалы, “новый человек” должен был стать квинтэссенцией рационализма. Сфера смерти, умирания и похорон, как одна из наиболее трансцендентных сфер человеческого бытия, должна была, таким образом, подвергнуться масштабной деконструкции, чтобы вывести ее из области веры и религии в область науки,рационализма и “правильного” устройства общества.

Действительно, уже первые декреты Советской власти выводят похороны из сферы ответственности Церкви и передают советским органам ЗАГС, декларируют скорейшее создание крематориев, отмену "чинов погребения" и возможность равного способа погребения для всех, национализируют все объекты похоронной индустрии и декларирую гарантии обеспечения похорон всем трудящимся. В то же время, пламенные революционеры во главе с Троцким ратуют за создание особого безрелигиозного коммунистического обряда похорон, который как “коллективная форма выражения чувств” будет символически обрамлять это важное событие.

Однако, уже в 1919 году эти новации оборачиваются настоящей катастрофой как для похоронной сферы, так и для советских граждан: мертвецкие в больницах переполнены, на кладбищах лежат штабеля непогребенных тел, поскольку нет ни гробов, ни могильщиков. Кладбища приходят в запустение — все ограды и кресты идут на дрова, а на могилах выпасается скот, многие кладбища становятся логовом бандитов. Программа соцобеспечения похорон оборачивается тотальной коррупцией. Попытки строительства крематория в Москве и Петрограде раз от раза проваливаются не смотря на огромные инвестиции. 

В предлагаемом докладе я планирую описать попытки радикальных реформ похоронной индустрии в СССР, а также последовавшую за этим тихую реставрацию до-революционных похоронных порядков, которая последовала в 1930-е годы.

Регистрация

Рекомендуемые события

Организуете события? Обратите внимание на TimePad!

Профессиональная билетная система, статистика продаж 24/7, выгрузка списков участников, встроенные инструменты продвижения, личный кабинет для самостоятельного управления и еще много чего интересного.

Узнать больше